Все эти три направления участия в
общественно-политической жизни общества очень
эффективны и построены на изучении процедуры
пользования избирательным правом и методов
управления какой-либо структурой.
Задача всех трех направлений -
раскрыть принципы формирования власти и их
внутренних процессов и зависимости их от
общественной активности.
Помочь учащимся составить правильное
представление о характере работы тех, кто берет
на себя ответственность за тот или иной участок
работы, раскрыть основы системы управления
государством, получить навыки управления
школьным государством, воспитать привычку брать
ответственность за порученное дело.
Нужно ли такое гражданское образование? Где, в какой области находятся те положительные эффекты, которые обязательно привлекут внимание думающего руководителя?
Нужно ли такое гражданское образование? Где, в какой области находятся те положительные эффекты, которые обязательно привлекут внимание думающего руководителя?
Директору нужны учителя, способные
вести подобный предмет, педколлектив, готовый
принять демократический образ жизни,
учебно-методический комплекс, интересный детям,
а еще союзники в лице родителей, общественности
и, наконец, государства!
Главное, нужно понимать то, что
гражданское образование и воспитание не может
быть ограничено рамками урока, а должно
пронизывать всю школьную жизнь, чтобы, выйдя с
урока, ученик не столкнулся с невежеством,
нарушением прав другой личности, пренебрежением
законом со стороны взрослых.
И в этом смысле все большее звучание
приобретает проблема создания в школе правового
пространства. Мы понимаем, что гражданское
образование в Европе и в России отличается тем,
что взрослые (родители, учителя) в России не имеют
демократического опыта в прошлом, а сегодняшняя
жизнь не создает в реальности правовых
демократических ситуаций. Мы находимся в другой
социокультурной обстановке, и наивно было бы
полагать, что сумма знаний по предмету может
изменить ученика. Следовательно, нужны условия
для опыта социально-правового поведения ученика.
На уроке сформировать его невозможно. Он должен
быть растворен в правовом пространстве школы как
демократического сообщества.
Учитель научит и толерантности, и
умению разрешать конфликты, договариваться,
сотрудничать, что, собственно, и происходит в
деловой игре. В частности, когда идет кампания по
выборам президента или школьной думы, все эти
навыки и умения жизненно необходимы и
понадобятся, когда они станут взрослыми. Ребенку
нужна личностная ориентация, опыт. А чтобы детям
приобрести социальный опыт, необходимы
принимаемые ими нормы, законы и созданные на
основе их правовые отношения в школе. Кроме того,
нужен опыт создания этих норм, ибо нормы,
принятые не ими самими, скорее отчуждаются. А
когда их создают сами школьники, картина
меняется. Ребенок в школе должен научиться
гражданскому действию (участию), и этому
способствует система тренингов и ситуативная
методика.
После школы судьбы выпускников
складываются по-разному, порой не всегда удачно,
но важным будет то, что, пройдя в стенах школы
социальный тренинг принятия решений и
ответственности за них, в своих неудачах они не
станут винить страну, президента, декана... Это
столь созвучно с мыслью Иосифа Бродского: "Если
в свободной стране свободный человек падает, он,
по крайней мере, никого в этом не винит!"
Словом, все начинается с чувства
собственного достоинства!
А демократия предполагает
многовариантные способы поиска, лавирования,
участия в управлении государством и организации
общества.
Немає коментарів:
Дописати коментар